zoom's Apple


Учитель английского языка

МОУ СОШ №78

Рик О.В.

      

«Нет ничего хуже, чем перестать развиваться»

Элвин Тоффлер

 

      Несколько десятилетий назад человек, желающий получать новые знания, должен был посещать учебные заведения, искать информацию в библиотеке. Современному человеку для обучения достаточно иметь компьютер с доступом в интернет, а неграмотными людьми 21 века будут не те люди, которые не умеют читать, а те, кто не умеет учиться и переучиваться. Я как раз из тех, кто любит учиться.

 

      По словам Э. Тоффлера, американского философа и социолога человечество переходит к новой технологической революции, ведущей к созданию информационного, или постиндустриального общества.

 

      Поскольку дистанционное обучение в силу сложившейся эпидемиологической ситуации стало нормой и такой формат наиболее благоприятен для сохранения здоровья сейчас, появилась необходимость организовать его максимально успешно.

 

      Естественно, что наработок в области дистанционного обучения у меня почти не было, хотя главное здесь я думаю, что вы готовы перестраиваться и учиться, а не только преподавать! Дистанционное обучение это вызов, и на него надо правильно отвечать. Нельзя упускать такой опыт и просто от него отмахиваться.

 

     В поиске приемов для эффективной дистанционной работы я и мои коллеги мониторили социальные сети, исследовали интернет в поисках и делились своими находками — получилась постоянная пополняющаяся база методических приемов, мы научились работать на платформах Classcraft, ЯКласс, Uchi.ru, Lecta, Образовариум, Google формы итд.  

 

       Моим желанием было проводить видеоконференции в прямом эфире, которые ничем не отличаются от привычных уроков в оффлайне - можно видеть преподавателя и презентацию, учебник, играть, задавать вопросы, общаться с одноклассниками.

 

     Открытием в мире онлайн обучения для меня стала программа американской компании для проведения видеоконференций, Zoom и в своей статье я  хочу поделится мнением о работе с ней.

 

      Zoom – это один из самых популярных сервисов для проведения видеоконференций и онлайн-встреч. Несомненным преимуществом zoom является стабильная работа платформы, несмотря на большую нагрузку из-за большого количества пользователей. Zoom справляется с обслуживанием сотни тысяч конференций одновременно!

 

      Все инструменты в руках у руководителя. Человек, который организовывает видеоконференцию может включать и выключать микрофон, выключать видео или запрашивать включение видео у всех участников; организатор также может оставлять заметки, использовать интерактивные элементы для вовлечения учеников; может назначить "помощника" – со-администратора. 

 

     Здесь можно проводить полноценные уроки, пусть и с некоторыми незначительными ограничениями, можно приглашать в конференцию до 100 участников, есть неограниченное количество конференций, демонстрация экрана, есть чаты, обмен файлами, управление чужими клавиатурой/мышью и другое.

 

    Находка для учителя - интерактивная доска, где можно писать, рисовать, делать заметки, разбирать ошибки или новые слова и использовать фигуры для наглядного объяснения правил и конструкций!

 

    Вы можете передавать контроль над доской ученикам, чтобы они дополняли слово, написали ответ или как-либо взаимодействовали с ней. Она удобна для игр, а чтобы не нагружать учеников лишними файлами в чате, просто покажите им то, что открыли на своем компьютере.

 

Преимущества бесплатной учетной записи в Zoom:

1.     Качественное соединение

2.     Разнообразие плагинов для браузера

3.     Широкий бесплатный функционал

4.     Наличие удобной доски

5.     Демонстрация экрана вместе с аудио и видео

6.     Статус бар с инструментами для рисования и выделения информации на экране

7.     Аудио можно воспроизводить со своего устройства и делиться звуком

8.     Групповые уроки и парная/командная работа

9.     Запись занятий и чата

10.    Выгодные условия для индивидуальных уроков

 

Недостатки работы в Zoom:

1. Ограничение по времени для групповых занятий

    Как только вы увеличиваете количество приглашенных в конференцию гостей до 3 и выше, время     урока ограничивается до 40 минут. Однако, всегда можно перезвонить и продолжить заниматься.

2. Непривычный функционал

    От многих преподавателей можно услышать, что они сначала не до конца понимали, как пользоваться функциями платформы. Это естественно для любого подобного случая и требует лишь практики, а видео- уроки помогут освоить ZOOM с нуля в считанные часы: установить на компьютер, ноутбук или телефон, настроить учетную запись, создать собственную конференцию или подключиться к общей комнате. 

3. Форс-мажор.

     В процессе дистанционного обучения мы столкнулись с непредвиденными обстоятельствами: в самый неподходящий момент у некоторых ребят мог отключиться свет или выйти из строя компьютер. Удаленное обучение делает вас зависимым от технических средств.

 

     Ученик 11 «А» класса Вологдин Илья написал такой отзыв о дистанционном обучении:

    «С начала нового учебного года ряд учителей проявили инициативу и решили проводить онлайн уроки в приложении «Zoom». Данная инициатива дала результат. Нас, учеников, заинтересовал этот формат. Во-первых, в данное время, он наиболее благоприятен для сохранения здоровья. Во-вторых, данная практика стала интересной, тем что она была применена впервые. В-третьих, конкретно для меня дистанционное обучение дает больше времени на подготовку к экзаменационным предметам, но этот вопрос индивидуален для каждого.

 

    Я считаю, что у дистанционного формата обучения больше минусов, чем плюсов. Во-первых, большинство учителей не могут проводить онлайн-уроки из-за недостаточной компьютерной грамотности. Во-вторых, часть учеников не имеют технической возможности обучения. В-третьих, образовательные сайты не справляются с нагрузкой.

 

    С течением времени понимаешь, что живое общение ничем не заменить. Нынешний формат обучения пагубно влияет на большую часть учеников (уменьшается качество знаний, несерьезность отношения к обучению), а учителям создает множество лишней работы.

 

    По моему мнению, дистанционное обучение стало бы эффективным в том случае, если система была бы полностью проработана и устраивала многих преподавателей. Когда это случится, то слияние заочного и очного обучения будет неизбежным.»

 

     Соглашусь с мнением Ильи: личное общение - важный элемент оффлайн-обучения, но частично восполнить его мы можем с помощью Zoom.

 

     Дети нуждаются в голосовых и видео-включениях, живом общении с учителем. Используя Zoom, я получаю обратную связь от детей —практически такую же, как и на обычном уроке: могу легко выяснить достаточно ли заданий, все ли справляются? Объяснить новый материал, провести опрос и даже самостоятельную работу.

 

    Конечно, такой тип обучения не самый простой: поскольку я обучаю детей разных возрастных категорий, с младшими школьниками не обойтись без помощи родителей.

 

     Успех онлайн урока во многом зависит не только от учителя, но и от желания родителей помочь в организации учебного места для своего ученика.  Главными отрицательными моментами стали шум на виртуальном уроке, наличие посторонних звуков, присутствие домашних питомцев в эфире, которые становятся отвлекающим моментом для младшеклассников. Здесь важно то, насколько ответственно родители смогут подойти к организации урока для своего ребенка, исключив все посторонние факторы, насколько серьезно воспринимают такой урок учащиеся.

 

     И все-таки современное поколение – это поколение технологичное, которое развивается в условиях технологического прогресса и пользоваться смартфоном современный ученик умеет, едва ли не с пеленок.  Поэтому, часто многие дети знают о новых технологиях гораздо больше своих родителей. Так, мама волнуясь пишет мне в чат, что ее ребенок (ученик 4 класса) не может подключится к конференции, потому что один дома, а ее маленький ученик справился сам и уже участвует в уроке!

 

    Учащиеся 5 «Б» класса, сами создали чат со мной в мессенджере для обмена сообщениями и ссылками, помогали друг другу решить технические трудности с подключением к уроку, и делали это грамотно!

 

   Кроме того, дети очень рады увидеть своих учителей и одноклассников, а каждый родитель может легко «присутствовать» на уроке при необходимости.

 

   В заключение хочу заметить, что самым главным противником любого обучения является собственная лень, а дистанционное обучение требует от учащегося сильной мотивации и жесткой самодисциплины.

 


Роль персонального сайта для деятельности педагога


Учитель английского языка

МОУ СОШ №78

Рик О.В.

 

 

    С развитием технологий меняется современное общество, неизбежны существенные изменения и в области образования, которые влияют на методы обучения и подход к преподаванию в школе. Происходит становление новой системы образования, которая направлена на объединение с мировым информационно-образовательным пространством.

 

Таким образом изменения, происходящие в современной системе образования, создают необходимость повышения квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.

 

Учителю необходимо владеть профессионально-педагогическими компетенциями для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие.

 

Информационная компетентность учителя — это особый тип организации предметно-специальных знаний, позволяющих принимать эффективные решения в профессионально -педагогической деятельности.

 

Результативность работы педагога – это качественные изменения (позитивные, прогрессивные и негативные) в психическом развитии учащихся и самого учителя.

 

«Переизобретать себя придется каждые 10 лет, так как мы переживаем не одну технологическую революцию, а их целый каскад. Лучший совет, который я мог бы дать, – вкладывайтесь в собственную приспосабливаемость. Все ваши инвестиции – обучение тому или иному навыку, например программированию – это лотерея» пишет автор книг «Sapiens: Краткая история человечества» и «Homo Deus» историк-медиевист, профессор исторического факультета Еврейского университета в Иерусалиме Юваль Ной Харари.

 

«В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой», поэтому тему развития и продвижения персонального сайта педагога можно рассматривать современным автомобилем.

 

Стремительное развитие современного общества влияет на всех нас, но в первую очередь на учеников, формируя их мировоззрение, согласно которому, образ педагога представляется несовременным и не соответствующим новому времени.

 

Наличие персонального сайта у педагогов способствует их сближению с учениками, их родителями и с коллегами.

 

Сайт педагога является авторским образовательным ресурсом, визитной карточкой, где можно рассказать о себе, своём образовании, профессиональных достижениях и педагогическом опыте, поделиться новостями и объявлениями.

 

 

Это эффективный образовательный инструмент позволяющий идти в ногу со временем, применять в своей работе новые технологии, использовать возможности дистанционного обучения.

 

 

Сайт является еще одой ступенью развития педагога, дает возможность стать ближе к своим ученикам и повысить их мотивацию.

 

 

На персональном сайте педагог может хранить фото, аудио, видео материалы, сделав их доступными для учеников и родителей. Также можно разместить рабочие программы, полезные статьи и ссылки, списки учебной и методической литературы в разных форматах.

 

 

Персональный сайт педагога может стать общедоступной площадкой дистанционного образования с учебной базой данных.

 

 

Персональный сайт дает педагогу множество возможностей. На персональном сайте можно использовать ресурсы мировой сети для обучения (например создание ссылок на различные образовательные источники).

 

 

Каждый учитель за годы работы создает свой информационный «банк»: разработки уроков и внеклассных мероприятий, методические пособия, которые трудно систематизировать и хранить на бумажных носителях, и онлайн-площадка является отличным решением этой проблемы, так как упрощает работу с использованием информации.

 

 

Также сайт содействует росту интереса к предмету и мотивирует к изучению иностранных языков. Поскольку ученикам нравятся инновационные методы обучения, обратная связь становится более эффективной.

 

 

Сайт позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению разместив разноуровневые материалы. Современные технологии предоставляют возможность создания на нём форума или чата для обсуждения важных вопросов.

 

 

Авторский сайт может также быть средством для обмена педагогическим опытом. Можно расширить свой профессиональный круг общения и привлечь внимание к собственным разработкам. Помимо этого, он является инструментом профессионального саморазвития и самоанализа, отражением профессиональной деятельности, путем сбора и обобщения результатов деятельности педагога.

 

 

Правильное оформление сайта показывает учителя грамотным пользователем интернета и соответственно повышает его статус среди коллег и учеников.

 

 

Критерии персонального сайта учителя установлены Всероссийским конкурсом «Учитель года России». В Порядке проведения конкурса указаны следующие критерии оценки сайта, на которые можно ориентироваться при разработке собственного сайта:

 

 

1. Информационная насыщенность.

 

 

 

2. Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды.

 

 

 

3. Актуальность информации.

 

 

 

4. Эффективность обратной связи.

 

 

 

5. Оригинальность и адекватность дизайна.

 

 

 

Поскольку я являюсь участником и победителем Общероссийского рейтинга школьных сайтов 2019 г. (диплом победителя и 25 баллов из 25 возможных в рейтинге персональных сайтов педагогических работников XII версии) могу посоветовать познакомится с критериями, среди которых обязательно наличие формы обратной связи, публикаций, посвящённых профессиональной деятельности преподавателя, материалов для занятий (сценарий уроков, проектов, праздников), обязательно наличии версии для слабовидящих. Все эти требования были изучены мной и реализованы при разработке персонального сайта.

 

 

Персональный сайт учителя необходим тогда, когда педагог обладает знаниями о создании сайта или готов учиться, чувствует необходимость обмена опытом и может эффективно применить его в обучении.

 

 

Учителю можно также попробовать себя в ведении собственного блога или страницы в социальных сетях. Социальные сети — эффективный и удобный инструмент для взаимодействия с коллегами и учениками. Можно создать свою группу, в которой вы будете публиковать материалы для своих учеников и коллег. Я являюсь администратором официального сайта МОУ СОШ № 78 с 2012 г. и официального сообщества школы № 78 в социальной сети "В Контакте".

 

Согласна с мнением, что на развитие проекта персонального сайта может понадобиться не один год. Но потратив время и силы на такой проект, вы вырастете как педагог, сможете организовать дистанционную работу с учениками и будете иметь возможность принять участие в различных конкурсах для учителей.

 

Я создала свой сайт на платформе Jimdo. Jimdo – конструктор с визуальным редактированием, предназначенный для создания визиток, блогов и интернет-магазинов. Разработчики сделали в нём упор на простоту настройки и управления, хотя отказ от поддержки русского языка может нивелировать эти достоинства для пользователей интернета (но не для преподавателя английского языка). Также, на мой взгляд, достоинствами конструктора Jimdo является бесплатная версия (которая имеет ограничения, но лично мне удобна) и отсутствие сторонней рекламы. Также можно попробовать другие простые конструкторы для создания сайта: wix.com, ucoz.com, http://obr.site/

 

Таким образом, основной целью современного образования является соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

 

 

Использованная литература:

 

 

 

1. Лучшие конструкторы для создания сайтов // Электронный ресурс: https://konstruktorysajtov.com/luchshie-konstruktory-dlja-sozdanija-sajtov

 

 

2. Общероссийский рейтинг школьных сайтов // Электронный ресурс: http://rating-web.ru/kriterii

 

 

3. 7 причин, почему учителю нужен персональный сайт // Электронный ресурс: https://simai.ru/learning/articles/site/7-prichin-pochemu-uchitelyu-nuzhen-personalnyy-sayt/

 

 

4. Портал «Персональный сайт учителя» // Электронный ресурс: http://obr.site/

 

 

5. Спивакова Е.А. Самообразование - эффективный способ профессионального роста педагога // Территория науки. -2013. -№2. - С.58-62.

 

 

 

Опубликовано в Центре развития талантов «Мега-Талант»

 

 


Сайт - Победитель


Учитель английского языка, администратор сайта

 МОУ СОШ №78

 Рик О.В.

 

 

     В настоящее время для организаций, оказывающих образовательные услуги, законодательством установлено требование о наличии официального сайта в сети Интернет. Школьный сайт позволяет осуществлять решение образовательных задач, освещать события школьной жизни, актуальные документацию и правила, а также устанавливать обратную связь с учениками и их родителями.

 

    Официальный сайт МОУ СОШ № 78 был создан в 2012 году. Для меня этот сайт как ребенок – растет и развивается, окруженный любовью и заботой. Сейчас это полноценный информационный ресурс, где можно подчерпнуть всю информацию о нашем образовательном учреждении, которая должна быть размещена на официальном сайте школы согласно Федеральному Закону «Об образовании». Все разделы и информация на сайте соответствуют требованиям, которые продолжают меняться.

 

     Многие учителя, мои коллеги, стали авторами статей, публикуемых здесь. Среди них: Вологдина Н. Л. (самый популярный автор), Лю-зайсан О. А., Забелина И. А., Матафонова З. А., Кожина С. А., Коншенко И. А., Туркина А.С., Комогорцева Т. А., и другие, а также ученики и выпускники нашей школы.

     Наш сайт принимает ежегодное участие в Общероссийском Рейтинге Школьных сайтов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, в категории «Официальные сайты общеобразовательных учреждений».

 

     Исследование качества школьных сайтов, осуществляется при методической поддержке Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), проводится рейтинг с 2011 года, в феврале 2011 года организатор и генеральный партнер конкурса — РосНОУ и «Просвещение» соответственно — учредили Общероссийский рейтинг школьных сайтов.

     В конкурсе могут участвовать сайты школ, дошкольных учреждений, центров дополнительного образования, классов, школьных библиотек, музеев и личные сайты учителей.

 

     Эксперты оценивают наличие информации о школе: условия обучения, сведения о педагогах, расписание занятий, возможность обратной связи. Также смотрят на оформление и удобство пользователя: есть ли поиск и версия для слабовидящих, не перепутаны ли дефис и тире, правильно ли используется обращение «Вы».

 

     По достижениям в рейтинге можно проследить рост качества информативности нашего сайта. В рейтинге сайтов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, в категории «Официальные сайты общеобразовательных учреждений», «Лето-2017», согласно оценке независимых экспертов по более 100 показателям сайт школы № 78 п. Чернышевск набрал 100 баллов из 100 и признан победителем!

 

    Сайт школы № 78 вошёл в число лучших в рейтинге интернет-ресурсов образовательных учреждений России.

    Кроме того, согласно рейтингу интернет-ресурсов образовательных учреждений России, сайт нашей школы возглавляет рейтинг школьных сайтов в числе 5 победителей из 11 участников школ Забайкальского края. Наш сайт стал единственным участником от Чернышевского района.

    Такая высокая оценка является заслугой работы всего педагогического коллектива МОУ СОШ №78, которые вносят большой вклад в информационную составляющую сайта. Стоит отметить учеников нашей школы, которые своей активностью делают школьную жизнь насыщенной и яркой, а также их родителей, которые с интересом следят за ней.

 

    Многие из наших учителей имеют персональные сайты, которые отражают их педагогическую деятельность и творчество. В 2018 году персональный сайт учителя истории и обществознания Вологдиной Н. Л. стал победителем в Общероссийском рейтинге и также занял I место по Забайкальскому краю в категории «Персональные сайты учителей» в рейтинге «Лето-2018»! Поздравляем Наталью Леонидовну с победой!

 

    Подводя итог вышесказанному, можно сказать о том, что главным принципом Общероссийского рейтинга всё ещё остается правило — школьный сайт должен быть ориентирован на учеников и их родителей. Учредители рейтинга вносят новые изменения в этом году, одним из которых является обязательное наличие страницы школы в какой-либо из социальных сетей. Мы тоже не отстаем в своем стремлении соответствовать современным образовательным стандартам, поэтому создали официальное сообщество нашей школы в социальной сети «Вконтакте». Мы совершенствуемся в различных направлениях, желание стать лучше является нашим мотиватором и открывает нам новые горизонты для творческого развития.

 

Опубликовано на Официальном сайте МОУ СОШ №78

 


ГРАММАТИЧЕСКИЙ НАВЫК КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ЛЮБОГО РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ


 Учитель английского языка

 МОУ СОШ №78

 Рик О.В.

 

 

      Изучение грамматики является одним из важнейших моментов в обучении иностранному языку ведь полноценная коммуникация не может проходить при отсутствии грамматических знаний.

      Безусловно, знание грамматических правил необходимо для успешного овладения языком. Ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика понималась по-разному, она играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и вообще в системе образования отдельных стран мира.

      В учебном процессе имеют место разнообразные формы и методы обучения. Представляется, что наиболее оптимальный метод познания нового «от простого к сложному», поскольку учащиеся постепенно усваивают и накапливают знания, по мере усвоения которых задания усложняются, что позволяет выработать навык и закрепить усвоенную информацию.

       Мною было замечено, что усвоение информации у школьников зависит также от уровня их заинтересованности, поэтому, для того, чтобы достичь успеха в обучении, учителю необходимо грамотно, а главное интересно построить урок.

      На начальном этапе не рекомендуется использовать грамматическую терминологию, а при обобщении и закреплении материала желательно включать в упражнения грамматические игры.

     На продвинутых этапах учащиеся должны проявлять максимум самостоятельности в работе над грамматикой, опираясь на эксплицитные (прим. автора - эксплицитный - от лат. explicitus «развёрнутый, раскрытый») правила; самостоятельно знакомиться с формой и значением; вести разного рода записи и заметки; правильно пользоваться понятийным аппаратом грамматики; составлять грамматические схемы и таблицы.

 

     Задача обучения грамматике - формирование у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности в пределах определенного программами грамматического минимума.

     Изучение родного и иностранного языков неизбежно приводит к определенной межъязыковой интерференции, когда правила из одного языка механически переносятся на другой, что и приводит к появлению ошибок.

     В изучаемом языке существует достаточно большое количество грамматических явлений, которые учащиеся могут перепутать, особенно если при этом данные явления полностью или частично отсутствуют в родном языке. Так, например, при изучении английского языка трудно различаются учащимися временные формы глаголов, особенно формы перфекта и продолженных времен, которых нет в русском. Настоящее, будущее и прошедшее время в английском языке может быть выражено различными временными формами. Для русскоязычных учащихся такое обилие временных форм, а также связанное с ними явление согласования времен не может не представлять трудностей и не способствовать появлению ошибок.

 

Представляется важным при проведении урока, учитывать что:

 

а) материал для обучения грамматике должен отражать естественное использование языка в общении без искусственных примеров и надуманных ситуаций;

 

б) в учебном материале следует четко выделять формальные и функциональные аспекты, для того чтобы учащиеся могли установить связь между ними в определенных контекстах;

 

в) грамматический материал целесообразно предъявлять в доступном объеме с целью возможности его закрепления в новых контекстах;

 

г) введению нового материала необходимо предпосылать повторение ранее усвоенного и широко использовать в качестве опоры иллюстративную наглядность, схемы, таблицы и др.;

 

д) пояснения и правила должны быть краткими, точными и простыми, адекватно отражающими специфику грамматического материала;

 

е) для закрепления грамматических явлений следует использовать различные виды общения, в том числе парную и групповую работу.

 

    Основываясь на своем опыте, мной был сделан вывод о том, что эффективным приемом работы в становлении грамматического навыка являются игры, которые одновременно способствуют развитию речевой деятельности обучающихся.

 

    Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. Грамматические игры преследуют следующие цели:

 

1) научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

 

2) создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

 

3) развить речевую активность и самостоятельность учащихся

 

     Помогают в формировании грамматических навыков и проверочные работы. В своей работе я использую дополнительные учебные пособия по грамматике на различных этапах обучения в школе. На начальном этапе обучения легко воспринимаются упражнения из практикума Барашковой Е.А «Грамматика английского языка. Проверочные работы. 3-4 классы»[1], Солововой Е.Н «Английский язык. Базовый уровень. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания»[2] и Афанасьевой О.В. «Лексико-грамматический практикум к учебнику Rainbow English»[3].

 

     На среднем этапе обучения удачным выбором дополнительных учебных пособий является сборник Голицынского Ю.Б «Грамматика Сборник упражнений»[4], Барановской Т.В. «Тесты по грамматике английского языка»[5].

 

    Для старшего этапа обучения можно пользоваться учебными пособиями для подготовки к ЕГЭ по английскому языку, например, грамматика и лексика. «Macmillan Exam Skills for Russia: Grammar and Vocabulary» авторов Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Elena Klekovkina [6].

 

    Грамматический навык является одним из самых важных речевых умений говорения, именно поэтому он влияет на эффективность понимания иноязычной речи и построения собственной речи. Контроль сформированности грамматических навыков не может быть исключен из контроля уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции.

 

    Причиной тому несколько факторов. Во-первых, задания на контроль сформированности грамматических навыков представлены в современном варианте ЕГЭ по английскому языку и в других международных экзаменах по английскому языку как иностранному. Во-вторых, грамматический компонент является неотъемлемой частью иноязычной коммуникативной компетенции.

 

    Развивая коммуникативные навыки, учитель опирается на грамматику. Не секрет, что коммуникация вообще возможна с использованием ограниченного количества слов, но до какой степени и на каком уровне? Развитие иноязычной коммуникативной компетенции происходит исключительно во всем многообразии ее компонентов. Поэтому в формировании коммуникативной компетенции грамматика играет очень важную роль.

 

   Считаю что, приступая к обучению грамматике учитель должен владеть теорией, должен знать, что на разных ступенях обучения применимы разные подходы и методы.

 

Соловова Е.Н. дает следующие рекомендации учителям иностранного языка при обучении грамматике:

 

1. Соблюдать разумный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи учеников, не стараться любой ценой исправить все ошибки сразу.

 

2. Поощрять использование разнообразных грамматических структур, даже если их употребление на первых порах приводит к обилию ошибок. Ошибки – это не только показатель пробелов в знаниях, но и показатель амбиций учеников в изучении иностранного языка, их реального прогресса от упрощенных моделей к более сложным, приближенным к уровню независимого пользователя.

 

3. Развивать у учащихся бережное отношение к языку, стимулировать самостоятельное определение и исправление ошибок [7].

 

Грамматический навык является неотъемлемой частью любого речевого умения: чтения, аудирования, говорения и письма. Он влияет на эффективность, как понимания чужой, так и построения собственной речи. Непосредственно грамматический навык проверяется в той части экзамена или зачета, которая на английском языке называется «Use of English» и, по сути, состоит из заданий на контроль лексико-грамматических умений в комплексе.

 

В своей работе я использую следующие формы контроля сформированности грамматических навыков, это прежде всего, устный контроль (опрос) или собеседование, письменный контроль (контрольные работы), а также тестирование. В современных экзаменах в основном используются: тесты, письмо, заполнение пропусков словами, образованных на основе предложенных, или заполнение пропусков одним из четырех предложенных вариантов ответа, поэтому учащиеся должны быть готовы к выполнению таких заданий.

 

Полагаю, что на начальной ступени обучения теста для контроля может быть вполне достаточно. Он позволит проверить знание слов, и знание грамматики. Помимо этого, я часто провожу различные диктанты.

 

    На старших же этапах одного знания недостаточно. Важно проверять и умение выполнять действия (умение использовать знания грамматики). Здесь мной используются и другие способы проверки, которые направлены как раз на контроль грамматических навыков. Это может быть работа с текстом. Например, заполнить пропуски в тексте, найти и исправить ошибки или прочитать текст и ответить на вопросы. Это может быть аудирование, с последующим выполнением подобных заданий. Можно также использовать и тестовую форму контроля, но тест должен быть направлен на определение степени сформированности грамматических навыков и коммуникативной компетенции.

 

На основе вышесказанного можно сделать вывод - без знания грамматических правил невозможно понять систему иностранного языка. Без понимания грамматического строя языка невозможно грамотно высказать свою мысль, понимать иноязычную речь.

 

 

Список использованной литературы

 

 

1. Барашкова Е.А. Грамматика английского языка. Проверочные работы. 3-4 классы. К учебнику М.З. Биболетовой и др. «Enjoy English-2»/ Экзамен - 2015.

2. Соловова Е.Н. Английский язык. Базовый уровень. Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания/ М. - 2012.

3. Афанасьева О.В. Лексико-грамматический практикум к учебнику Rainbow English/ Дрофа - 2019.

4. Голицынский Ю.Б. Грамматика Сборник упражнений / СПб.: КАРО -2006.

5. Барановская Т.В. Тесты по грамматике английского языка / Дом Славянской книги - 2011.

6. Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Elena Klekovkinа Macmillan Exam Skills for Russia: Grammar and Vocabulary/- 2006.

7. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций./ М.- 2002.

 

 

 

 

 

Опубликовано во Всероссийском педагогическом журнале «Познание»